Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Деятельность

Сопровождение и создание условий для детей с ОВЗ

 

Уважаемые родители !

 

Для детей,  не посещающих дошкольные образовательные организации,  в Пушкинском районе существует

 

 Консультативный пункт

 

Для родителей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения,

в МБДОУ детском саду № 3 «Снежинка»,

 расположенном по адресу г.Пушкино, м-н Дзержинец, д.11а, открыт «КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ»,

где Вам и Вашим детям окажут квалифицированную помощь учитель - логопед и педагог – психолог.

 

Для получения индивидуальных консультаций Вас ждут каждый понедельник месяца с 17.00ч. до 19.00ч.

Также Вы можете принять участие в групповых консультациях, с тематикой и датой проведения которых можно ознакомиться на сайте учреждения в сети интернет  http://push-sneginka3.edumsko.ru/ или позвонив по телефону 8 (496) 532-06-20

 

В ДОУ функционирует  группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), являющиеся структурной единицей дошкольного образовательного учреждения.

Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 

Зачисление и комплектация групп компенсинаторной направленности (логопедических групп) происходит на основании решения территориальной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обучение и воспитание детей в данных группах базируется на основе обязательного минимального содержания для дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

Соотносясь с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  состояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в логопедических группах.

Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда, как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, программой учтен потенциал других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллек­тива ДОУ, родителей и самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы

Логопед

КРИВАКОВА-ХАРИТОНОВА 

Наталья Владимировна

(учитель-логопед высшей категории

Воспитатели

 

Киселева Аннна Евгеньевна

(воспитатель ДОУ высшей категории)

 

Ассорова Екатерина Викторовна

(воспитатель ДОУ)

Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса

В число основных  документов, регламентирующих современные задачи, содержа­ние и формы организации коррекционно-педагогического процесса в группах для детей с ТНР, входят: Закон Российской Федерации «Об образовании», ФЗ «О специальном обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типовое положение о дошколь­ном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста и др.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Образователь­ной программой ДОУ, Программой логопедической работы по преодолению общего не­доразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина (Сборник программ ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.) с вариативным парциальным использо­ванием  «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе дет­ского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева  Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.), программы «Учимся говорить правильно. Сис­тема коррекции ОНР у детей 5-6 лет» (автор Ткаченко Т.А. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112 с. – (Если дошкольник плохо говорит)), с учетом приоритетных направле­ний на 2015/16 учебный год и многолетнего опыта работы учителей-логопедов ДОУ.

Программа обучения детей с ТНР представляет собой коррекционно-развивающую  работу, обеспе­чивающую  полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фоне­матиче­ского восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом,  по­зволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников в условиях группы компен­сирую­щего вида для детей с ТНР, являющейся структур­ной единицей дошкольного образовательного учреждения. Соотносясь с образо­ватель­ными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация про­граммы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  со­стояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуника­тивной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Программа обеспечивает  равноправное включение личности, развивающейся в ус­ло­виях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Программа предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы с ТНР. Она создана для дошкольников, имеющих ОНР (I, II, III уровень речевого разви­тия).

В программе учтены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здо­ровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации раз­нообраз­ных видов детской творческой деятельности с учетом знаний в областях специ­альной пе­дагогики, дефектологии, психологии и исследований физиологических особен­ностей де­тей с ТНР.

Программа рассчитана на два года работы с детьми общего нарушения речи 5-7 лет. Является приложением к образова­тельной программе ДОУ.

Рабочая Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, инте­грацию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цели, задачи и содержание программы определились с учетом  характера и струк­туры речевого нарушения, состоянием других высших психических функций, наличием определенных качеств личности, возрастными, сохранными и компенсаторными возмож­ностями детей посещающих логопедические группы ДОУ. Установление причин речевых нарушений, квалификациях их характера и степени выраженности позволили определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволили установить их органическую связь и определенную иерархию, в кото­рой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии выступают средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и пат­риотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспече­ния безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подго­товка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же ви­дами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В про­цессе овладения этими видами деятельности педагоги  учитывают индивидуально-типологические особенности детей с ТНР, способствуют развитию восприятия, мнестиче­ских процессов, мотивации, доступных форм мышления.В работе по развитию познавательных интересов детей учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складыва­ется у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые использу­ются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

Цель: создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

Задачи:

Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей представляет следующую деятельность:

Организация работы

В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. При поступлении ребенка в МДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбираются адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения:

развитие произвольности всех психических процессов в соответствии с возрастомразвитие коммуникативных навыков, а также навыков межличностного общенияформирование самосознания и адекватной самооценкиблагополучная адаптация к условиям ДОУрасширение кругозора у детейформирование позитивной мотивации к школьному обучению

Модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления МДОУ.